Образы древней Руси в книжной миниатюре: понять и увидеть

Ключевые слова: книжная миниатюра, мировосприятие, литературная основа, изобразительный этикет, визуальные образы

Аннотация

Рассматриваются подходы к интерпретации содержания, заложенного в книжных миниатюрах Радзивиловской летописи конца XV в., сохранившей архаичные рисунки своих протографов, и Лицевого летописного свода XVI в. В этих памятниках, представляющих разные периоды развития исторической миниатюры, сосредоточен основной материал, связанный с русской темой и позволяющий судить о своеобразии изображений и эволюции приёмов их построения. Чтобы понять смысл, заложенный в визуальных образах, необходимо исходить из особенностей христианского мировосприятия, функций изображений в средневековый период, степени их зависимости от литературной основы и совокупности специальных художественных приёмов, используемых при создании произведений. Художник осознаёт структуру христианского понимания картины мира, состоящего из бесконечного и невидимого «Неба» и «Земли», ограниченной во времени и пространстве. По этой причине в рисунках для обозначения исторических событий использовалась только горизонталь в виде короткой узкой полосы, вмещающей объекты природного и исторического происхождения, а также персонажей, ощущавших воздействие «невидимого мира». Изображения полностью зависели от своей литературной основы, как в выборе темы, так и в полноте передачи содержания. Одновременно художник, в отличие от писателя, обладал своими изобразительными средствами, позволявшими по-своему её интерпретировать. В таких условиях визуальные образы не столько изображали, сколько обозначали иллюстрируемую тему, передавая лишь типологические признаки объектов. Об изменениях выразительных возможностей изобразительного искусства, произошедших в период зрелого Средневековья, можно судить по миниатюрам Лицевого свода. Усиление повествовательного языка книжных рисунков приводит к возрастанию их информационной роли в составе книги, наполнению деталями, позволяющими передавать черты конкретных объектов. В результате эволюции на смену миниатюрам, «обозначавшим» событие, приходят рисунки, тяготеющие к его изображению.

Биография автора

В. Д. Черный , Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-262-279

В. Д. Черный
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Российская Федерация
tchernie@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0363-1313

Аннотация
Рассматриваются подходы к интерпретации содержания, заложенного в книжных миниатюрах Радзивиловской летописи конца XV в., сохранившей архаичные рисунки своих протографов, и Лицевого летописного свода XVI в. В этих памятниках, представляющих разные периоды развития исторической миниатюры, сосредоточен основной материал, связанный с русской темой и позволяющий судить о своеобразии изображений и эволюции приёмов их построения. Чтобы понять смысл, заложенный в визуальных образах, необходимо исходить из особенностей христианского мировосприятия, функций изображений в средневековый период, степени их зависимости от литературной основы и совокупности специальных художественных приёмов, используемых при создании произведений. Художник осознаёт структуру христианского понимания картины мира, состоящего из бесконечного и невидимого «Неба» и «Земли», ограниченной во времени и пространстве. По этой причине в рисунках для обозначения исторических событий использовалась только горизонталь в виде короткой узкой полосы, вмещающей объекты природного и исторического происхождения, а также персонажей, ощущавших воздействие «невидимого мира». Изображения полностью зависели от своей литературной основы, как в выборе темы, так и в полноте передачи содержания. Одновременно художник, в отличие от писателя, обладал своими изобразительными средствами, позволявшими по-своему её интерпретировать. В таких условиях визуальные образы не столько изображали, сколько обозначали иллюстрируемую тему, передавая лишь типологические признаки объектов. Об изменениях выразительных возможностей изобразительного искусства, произошедших
в период зрелого Средневековья, можно судить по миниатюрам Лицевого свода. Усиление повествовательного языка книжных рисунков приводит к возрастанию их информационной роли
в составе книги, наполнению деталями, позволяющими передавать черты конкретных объектов. В результате эволюции на смену миниатюрам, «обозначавшим» событие, приходят рисунки, тяготеющие к его изображению.

Ключевые слова: книжная миниатюра, мировосприятие, литературная основа, изобразительный этикет,
визуальные образы

Библиография

Аитова 2022 – Аитова С. Н. Интерпретация нарратива древнерусской живописи XVI–XVII вв. в отечественной историографии // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2022. № 3. Ч. 1.
С. 107–121.

Амосов 1990 – Амосов А. А. О пространственном построении миниатюр Радзивиловской летописи // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 89–93.

Арциховский 1944 – Арциховский А. В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. Москва, 1944.

Бицилли 1995 – Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. Санкт-Петербург, 1995.

Бычков 1995 – Бычков В. В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. Москва, 1995.

Данилевский 2013 – Данилевский И. Миниатюры Радзивиловской летописи: проблемы прочтения // Българска украинистика. 2013. № 3. С. 185–203.

Иоанн Дамаскин 1992 – Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / Пер. с греч. А. А. Бронзова. Москва,
Ростов на Дону, 1992.

Конявская 2000 – Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). Москва, 2000.

Кукушкина 1994 – Радзивиловская летопись: текст, исследование, описание миниатюр / Отв. ред. М. В. Кукушкина.
Санкт-Петербург, Москва, 1994.

Лавренова 2010 – Лавренова О. А. Пространства и смыслы: семантика культурного ландшафта. Москва, 2010.

Лихачёв 1979 – Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Москва, 1979.

Лихачёв 1966 – Лихачёв Д. С. Сравнительное изучение литературы и искусства // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. Москва, Ленинград, 1966. С. 3–10.

ЛЛС 2014 – Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 1–23. Москва, 2014.

Монгайт 1952 – Монгайт А. Л. Оборонительные сооружения Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 31. Москва, 1952. С. 7–132.

Неретина 1994 – Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. Москва, 1994.

Подобедова 1965 – Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. Москва, 1965.

Подобедова 1972 – Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV: работы в Московском Кремле 40-х – 70-х годов XVI в. Москва, 1972.

Прокофьев 1986 – Прокофьев Н. И. О литературно-художественных взглядах и представлениях в Древней Руси // Литература Древней Руси. Москва, 1986. С. 3–18.

Пчёлов 2012 – Пчёлов Е. В. Посох, скипетр, жезл: из истории регалий московского царства // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Историография. Источниковедение. Методы исторических исследований». 2012. № 21 (101). С. 159–173.

Рыбаков 1974 – Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV – начала XVI века. Москва, 1974.

Рыбаков 1984 – Рыбаков Б. А. Миниатюры Радзивиловской летописи и русские летописные рукописи X–XII вв. // Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки. Москва, 1984. С. 188–240.

Ульянов 1996 – Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские чтения. Вып. 4. Ч. 2. Можайск, 1996. С. 108–119.

Успенский 1973 – Успенский Б. А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 137–145.

Черный 2004 – Черный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. Москва, 2004.

Черный 2016 – Черный В. Д. Архитектура в древнерусском изобразительном искусстве // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. № 3 (30). С. 49–53.

Черный 2021 – Черный В. Д. Язык древнерусской живописи или язык изобразительного искусства // Стены и мосты – VIII: Исследователь в междисциплинарном коллективе. Москва, 2021. С. 105–111.

Щепкина 1963 – Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтыри Томича. Москва, 1963.

Эйкен 1907 – Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания / Пер. с нем. В. Н. Линд. Санкт-Петербург, 1907.

Эко 2006 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с ит. В. Резник, А. Погоняйло.
Санкт-Петербург, 2006.

Сведения об авторе

Валентин Дмитриевич Черный
доктор культурологии,
профессор кафедры истории русского искусства
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
E-mail: tchernie@rambler.ru

Для цитирования:
Черный В. Д. Образы древней Руси в книжной миниатюре: понять и увидеть // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 262–279. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-262-279

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
62
Скачиваний
7