Визуальная теология икономии

Ключевые слова: иконичность, догмат, визуализация, богословие иконы, иерархичность, созерцание, аскетическая антропология, эсхатология, русская религиозная философия

Аннотация

Понятие «икономия», объединяющее космологию, антропологию и юриспруденцию, специфицирует иконическую культуру в византийской традиции. С опорой на политические идеи Лео Штраусса и интерпретации иконы в теориях визуального Поля Вирильо, Жана-Люка Мариона и Мари-Жозе Мондзен реконструируются границы применения этого понятия в визуальных программах. Икономия – принцип правового регулирования, конвертирующий правовой конфликт в хозяйственный. Он позволяет понимать мировое хозяйство как большой механизм, имеющий эсхатологическую перспективу. Икономия спасения, имея догматический смысл, в практической жизни, практическом разуме реализуется как профессионализация хозяйства в широком смысле. В структуре рассматриваемого понятия вполне реализовано различение теоретического и практического разума, поэтому её нужно понимать не как адаптацию к ситуации, но как практический симбиоз в том смысле, каким это слово наделил Грэм Харман. Поэтому можно сказать, что икономия составляет и альтернативу протестантской этике, и упорядочивает развитие иконических форм как телеологичных, создающих архитектуру замыслов и их исполнений. Такой подход к икономии позволяет иначе представить и достижения русской религиозной мысли: не как догматическое творчество, но как необходимую этическую рефлексию или практическую эсхатологию. Иконическое в таком случае может описываться не как равновесие репрезентации и торжественного конструирования, как обычно это делается, когда специфические визуальные приёмы иконы представляются как необходимое торжественное литургическое вхождение небесного в земное. Становится возможно другое, столь же непротиворечивое описание, уже как равновесия торжественной политики и эсхатологической искренности, где политика сама себя репрезентирует, тогда как искренность и оказывается моментом торжественного обращения, реализации высшего плана по отношению к эстетическим и этическим решениям. Это позволит объяснить и развитие иконы в Новое время, и показать, как различные практические интерпретации икономии могут быть применены не дискурсивно, но только внутри манифестации эсхатологического переживания.

Биография автора

А. В. Марков , Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-211-231

А. В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Российская Федерация
markovius@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6874-1073

О. А. Штайн
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Российская Федерация
shtaynshtayn@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-1701-3147

Аннотация
Понятие «икономия», объединяющее космологию, антропологию и юриспруденцию, специфицирует иконическую культуру в византийской традиции. С опорой на политические идеи Лео Штраусса и интерпретации иконы в теориях визуального Поля Вирильо, Жана-Люка Мариона и Мари-Жозе Мондзен реконструируются границы применения этого понятия в визуальных программах. Икономия – принцип правового регулирования, конвертирующий правовой конфликт в хозяйственный. Он позволяет понимать мировое хозяйство как большой механизм, имеющий эсхатологическую перспективу. Икономия спасения, имея догматический смысл, в практической жизни, практическом разуме реализуется как профессионализация хозяйства в широком смысле. В структуре рассматриваемого понятия вполне реализовано различение теоретического и практического разума, поэтому её нужно понимать не как адаптацию к ситуации, но как практический симбиоз в том смысле, каким это слово наделил Грэм Харман. Поэтому можно сказать, что икономия составляет и альтернативу протестантской этике, и упорядочивает развитие иконических форм как телеологичных, создающих архитектуру замыслов и их исполнений. Такой подход к икономии позволяет иначе представить и достижения русской религиозной мысли: не как догматическое творчество, но как необходимую этическую рефлексию или практическую эсхатологию. Иконическое в таком случае может описываться не как равновесие репрезентации и торжественного конструирования, как обычно это делается, когда специфические визуальные приёмы иконы представляются как необходимое торжественное литургическое вхождение небесного в земное. Становится возможно другое, столь же непротиворечивое описание, уже как равновесия торжественной политики и эсхатологической искренности, где политика сама себя репрезентирует, тогда как искренность и оказывается моментом торжественного обращения, реализации высшего плана по отношению к эстетическим и этическим решениям. Это позволит объяснить и развитие иконы в Новое время, и показать, как различные практические интерпретации икономии могут быть применены не дискурсивно, но только внутри манифестации эсхатологического переживания.

Ключевые слова: иконичность, догмат, визуализация, богословие иконы, иерархичность, созерцание, аскетическая антропология, эсхатология, русская религиозная философия

Библиография

Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва, 1977.

Аверинцев 1996 – Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва, 1996.

Амвросий 1963 – Амвросий (Погодин), архимандрит. Святитель Марк Эфесский и Флорентийская уния. Jordanville, 1963.

Афанасьев 1971 – Афанасьев Н. А. Церковь Духа Святого. Париж, 1971.

Бибихин 2005 – Бибихин В. В. Введение в философию права. Москва, 2005.

Вирильо 2004 – Вирильо П. Машина зрения /
Пер. с фр. А. В. Шестакова. Санкт-Петербург, 2004.

Галлени 2007 – Галлени Л. Труды Тейяра де Шардена как инструмент диалога // Наука и вера в диалоге: П. Тейяр де Шарден и П. Флоренский. Санкт-Петербург, 2007. С. 103–120.

Горбунова-Ломакс 2009 – Горбунова-Ломакс И. Икона: правда и вымысел. Санкт-Петербург, 2009.

Коначева 2019 – Коначева С. А. Проблема Другого в современной теологической герменевтике // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 3.
С. 262–276.

Коначева 2022 – Коначева С. А. «Бог без суверенитета» и «священная анархия» Царства: «слабая» теология как теополитический проект // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21. № 2. С. 214–229.

Левина 2011 – Левина Т. В. Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве // Артикульт. 2011. № 1. С. 141–187.

Марион 2009 – Марион Ж.-Л. Идол и дистанция / Пер. с фр. Г. В. Вдовиной // Символ. Журнал христианской культуры. 2009. № 56. C. 5–287.

Марион 2010 – Марион Ж.-Л. Перекрестья видимого /
Пер. с фр. Н. Сосны. Москва, 2010.

Марион 2019 – Марион Ж.-Л. Эго, или Наделённый собой /
Пер. с. фр. А. Черноглазова. Москва, 2019.

Марков 2009 – Марков А. В. Функции комментария в греческой культуре раннего Нового времени: от школьной традиции к конструированию идеологии Просвещения // Культура интерпретации до начала Нового времени / Под ред. О. С. Воскобойникова, Ю. В. Ивановой. Москва, 2009. С. 440–461.

Марков 2010 – Марков А. В. Понимание исторического времени в греческой богословской традиции XV–XVIII вв. // Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад / Под ред. Л. П. Репиной. Москва, 2010. С. 245–261.

Марков 2014 – Марков А. В. Феноменология образа и попытка русского августинианства // Артикульт. 2014. № 1 (13). С. 37–44.

Марков, Файбышенко 2016 – Марков А. В., Файбышенко В. Ю. Небо и событие: «Тайная вечеря» Осипа Мандельштама // Артикульт. 2016. № 4 (24). С. 19–23.

Марков 2020 – Марков А. В. Семиотика культуры В. М. Живова: социальная дискуссия в Аркадии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 44–52.

Савчук 2005 – Савчук В. В. Философия фотографии. Санкт-Петербург, 2005.

Светликова и др. 2021 – Светликова И., Кукушкина В., Юшин П., Фесенко М. Космология и возрождение на рубеже ХХ века: «Миры» Александра Блока // Логос. 2021. Т. 31. № 5. С. 141–164.

Седакова 2004 – Седакова О. А. Церковнославянский язык в русской культуре. Актовая лекция, прочитанная в Свято-Филаретовском институте 2 декабря 2004 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.olgasedakova.com/dictionary/136 (дата обращения: 18.02.2024).

Соловьёв 2022 – Соловьёв А. П. Секулярное как политическая теология в русской религиозной философии первой половины ХХ века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 57–81.

Суслов 2014 – Суслов М. Генеалогия монархической идеи в постсоветских политических дискурсах Русской православной церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 75–116.

Файбышенко 2018 – Файбышенко В. Ю. Власть слов: теология политическая и теология поэтическая в анализе одного сюжетного паттерна // Артикульт. 2018. № 3 (31). С. 105–124.

Флоренский 1914 – Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Москва, 1914.

Флоренский 2004 – Флоренский П. А. Философия культа. Москва, 2004.

Харман 2018 – Харман Г. Имматериализм: объекты и социальная теория / Пер. с англ. А. Писарева. Москва, 2018.

Хоружий 1994 – Хоружий С. С. После перерыва: пути русской философии. Санкт-Петербург, 1994.

Хоружий 1999 – Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999.

Хоружий 2007 – Хоружий С. С. Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели // Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог – приглашение к диалогу / Под. ред. А. И. Олексенко. Москва, 2007. С. 113–137.

Чернавин 2022 – Чернавин Г. И. «Водяное колесо» вины: тавтология совести в заметках Витгенштейна // Horizon. 2022. Т. 11. № 2. С. 544–557.

Штайн 2011 – Штайн О. А. Визуальные аспекты коммуникации // Медиафилософия. 2011. Т. 7. С. 115–124.

Ямпольская 2011 – Ямпольская А. В. Неохайдеггерианский синтез? Размышления над книгой Ж.-Л. Мариона «Идол и дистанция» // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 173–180.

Ямпольская 2012 – Ямпольская А. В. Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии XX века // Артикульт. 2012. № 7 (3). С. 1–18.

Ямпольская 2013 – Ямпольская А. В. Жан-Люк Марион и редукция к данности // Философские науки. 2013. № 2. С. 100–114.

Ямпольская 2021 – Ямпольская А. В. Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов церкви у Ж.-Л. Мариона // Вопросы философии. 2021. № 3. С. 89–100.

Florensky 1997 – Florensky P. The Pillar and Ground of the Truth. Transl. into English by Boris Jakim. Princeton, 1997.

Mondzain 1996 – Mondzain M.-J. Image, Icône, Economie. Les Sources byzantines de l’imaginaire contemporain. Paris, 1996.

Strauss 1970 – Strauss L. Xenophon’s Socratic Discourse. Ithaca and London, 1970.

Whatmore 2021 – Whatmore R. The History of Political Thought:
A Very Short Introduction. Oxford, 2021.

Сведения об авторах

Александр Викторович Марков
доктор филологических наук,
профессор кафедры кино и современного искусства
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
E-mail: markovius@gmail.com

Оксана Александровна Штайн
кандидат философских наук, доцент
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Российская Федерация, 620075, Екатеринбург,
проспект Ленина, 51
E-mail: shtaynshtayn@gmail.com

Для цитирования:
Марков А. В., Штайн О. А. Визуальная теология икономии // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 211–231. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-211-231

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
337
Скачиваний
77