Религиозная иконография и топография в европейском садовом искусстве XVI–XVII веков. Источники, интерпретация, культурный контекст

Аннотация

В работе анализируются садовые и ландшафтные памятники Ренессанса, маньеризма и барокко, программа восприятия которых основана на моральной тематике и христианских символах. Прослежено сложение моральной топографии в саду (вилла Адриана, вилла д’Эсте в Тиволи, Версаль, Царское Село, Дезер де Ретц, Санпарей, Регалейра), описаны ансамбли двух типов – архитектурные (Каштелу Бранку, Бон Жезуш ду Монте в Браге) и ландшафтные (Бомарцо, Четинале, Эстергом, Бусаку, Кукс, Вальсанзибио). Рассмотрена идеология создания «священных гор» в предгорьях итальянских Альп как символического барьера на границе протестантских земель, показано взаимодействие сада и текста о нём (трактат Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино», 1587; «путь очищения» и надписи в Вальсанзибио). Поднимается вопрос о способах изучения моральных садовых программ и включения их в контекст истории идей и религиозной жизни. Работа выполнена по материалам путешествий автора и иллюстрирована его фотографиями. Переводы текстов сделаны автором.

Биография автора

Б. М. Соколов, Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-129-149

Б. М. Соколов
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Российская Федерация
gardenhistory@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4542-503X

Аннотация
В работе анализируются садовые и ландшафтные памятники Ренессанса, маньеризма и барокко, программа восприятия которых основана на моральной тематике и христианских символах. Прослежено сложение моральной топографии в саду (вилла Адриана, вилла д’Эсте в Тиволи, Версаль, Царское Село, Дезер де Ретц, Санпарей, Регалейра), описаны ансамбли двух типов – архитектурные (Каштелу Бранку, Бон Жезуш ду Монте
в Браге) и ландшафтные (Бомарцо, Четинале, Эстергом, Бусаку, Кукс, Вальсанзибио). Рассмотрена идеология создания «священных гор» в предгорьях итальянских Альп как символического барьера на границе протестантских земель, показано взаимодействие сада и текста о нём (трактат Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино», 1587; «путь очищения» и надписи в Вальсанзибио). Поднимается вопрос о способах изучения моральных садовых программ и включения их в контекст истории идей и религиозной жизни. Работа выполнена по материалам путешествий автора и иллюстрирована его фотографиями. Переводы текстов сделаны
автором.

Ключевые слова: сады Возрождения, сады маньеризма, сады барокко, символика сада, моральная топография сада, история религиозных идей

Библиография

Баталов, Вятчанина 1988 – Баталов А., Вятчанина Т. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI–XVII веков // Архитектурное наследство. Вып. 36. Москва, 1988. С. 22–42.

Давыдова 2007 – Давыдова Н. А. «Ты в плесках внидешь в храм Софии» // Екатерининский собор: Альманах. Вып. 1.
Санкт-Петербург, 2007. С. 78–83.

Джеллико 2014 – Джеллико Д. Ландшафт человека. Формирование окружающей среды с доисторических времён
до наших дней. Москва, 2014.

Adrião 2016 – Adrião V. M. Quinta da Regaleira. Lisboa, 2016.

Austen 1653 – Austen R. A Treatise of a Garden of Fruit-Trees. Oxford, 1653.

Bachmann 1979 – Bachmann E. Felsengarten Sanspareil.
Burg Zwernitz. München, 1979.

Centini 1990 – Centini M. I Sacri Monti nell’arco alpino italiano. Ivrea, 1990.

Coffin 1960 – Coffin D. The Villa d’Este at Tivoli. Princeton, 1960.

Coffin 1991 – Coffin D.R. Gardens and Gardening in Papal Rome. Princeton, 1991.

Darnall, Weil 1984 – Darnall M.J., Weil M.S. Il Sacro Bosco di Bomarzo: Its 16th-Century Literary and Antiquarian Context. Journal of Garden History. 1984. Vol. 4. 1. Pp. 1–81.

Goode, Lancaster 1986 – The Oxford Companion to Gardens. Ed. by P. Goode, M. Lancaster. Oxford, New York, 1986.

Greiner et al. 2019 – Greiner A. L., Dematteis G., Lanza C. Geografia umana. Un approccio visuale. Torino, 2019.

Gualterotti 1579 – Gualterotti R. Vaghezze sopra Pratolino. Firenze, 1579.

Häussler, Chiai 2020 – Sacred Landscapes of Antiquity. Creation, Manipulation, Transformation. Ed. by R. Häussler, G. F. Chiai. Oxford, Philadelphia, 2020.

Isham 1971 – Isham G. Rushton Triangular Lodge Official Guidebook. London, 1971.

Kaše, Kotlík 1999 – Kaše J., Kotlík P. Braunův Betlém. Praha, Litomyšl, 1999.

Kenyon 2013 – Kenyon R. Monville: Forgotten Luminary of the French Enlightenment. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013.

MacDonald, Pinto 1995 – MacDonald W. L., Pinto J. A. Hadrian’s Villa and its Legacy. New Haven, London, 1995.

Thompson 2006 – Thompson I. The Sun King Garden. Louis XIV, André Le Nôtre and the Creation of the Gardens of Versailles. New York, 2006.

Vieri 1587 – Vieri F., de’. Delle Maravigliose Opere di Pratolino,
e d’Amore. Firenze, 1587.

Сведения об авторе

Борис Михайлович Соколов
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории искусства
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
E-mail: gardenhistory@gmail.com

Для цитирования:
Соколов Б. М. Религиозная иконография и топография в европейском садовом искусстве XVI–XVII веков. Источники, интерпретация, культурный контекст // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 129–149. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-129-149

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
238
Скачиваний
84