Программа росписей Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа в Ватикане: библейские образы в политической репрезентации римских пап

Ключевые слова: Борджиа, Александр VI, Пинтуриккьо, религиозное искусство, Рим, Апостольский дворец, библейские образы в искусстве

Аннотация

Относительно интерпретации программы росписей в апартаментах Борджиа, выполненных Пинтуриккьо в 90-х годах XV века, у исследователей нет единого мнения. Египетские сюжеты, турецкие мотивы, тема спасительной роли Церкви, арагонское происхождение заказчика и т. д. – всё это находит отражение в интерьерах апартаментов Апостольского дворца, расписанных по заказу одного из самых одиозных пап эпохи Ренессанса – Александра VI (Родриго Борджиа). В данной статье в основу интерпретации положена политическая составляющая визуального ряда апартаментов, в частности, триумфа Церкви как института. На примере росписи Пинтуриккьо рассматривается визуализация публичного образа Родриго Борджиа с доминирующим мотивом ведущей роли папы в христианском мире. При этом понтификат Александра VI, «воина Христа», в руках которого соединяются как духовная власть, так и светская, с одной стороны, подчёркнуто вписывается в общую церковную историю, а с другой, представляется пиком торжества Церкви, что ставится в заслугу Борджиа. Подобный публичный образ был близок к репрезентации как римских понтификов, так и светских правителей Западной Европы, и создавался, в том числе, в контексте политического противостояния не только самого Родриго Борджиа, но и Римского престола в целом с представителями правящих домов в Италии, французскими королями и т. д. Это позволяет говорить не только об общей программе апартаментов, но и о её связи с изображениями, созданными как при предшественниках Александра VI, так и при его преемниках, в контексте политической репрезентации римских пап.

Биография автора

Е. В. Шаповалова , Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-115-128

Е. В. Шаповалова
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Российская Федерация
e.sokhina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9146-0760

Аннотация
Относительно интерпретации программы росписей в апартаментах Борджиа, выполненных Пинтуриккьо в 90-х годах XV века, у исследователей нет единого мнения. Египетские сюжеты, турецкие мотивы, тема спасительной роли Церкви, арагонское происхождение заказчика и т. д. – всё это находит отражение в интерьерах апартаментов Апостольского дворца, расписанных по заказу одного из самых одиозных пап эпохи Ренессанса – Александра VI (Родриго Борджиа). В данной статье в основу интерпретации положена политическая составляющая визуального ряда апартаментов, в частности, триумфа Церкви как института. На примере росписи Пинтуриккьо рассматривается визуализация публичного образа Родриго Борджиа с доминирующим мотивом ведущей роли папы в христианском мире. При этом понтификат Александра VI, «воина Христа», в руках которого соединяются как духовная власть, так и светская, с одной стороны, подчёркнуто вписывается в общую церковную историю, а с другой, представляется пиком торжества Церкви, что ставится в заслугу Борджиа. Подобный публичный образ был близок к репрезентации как римских понтификов, так и светских правителей Западной Европы, и создавался, в том числе, в контексте политического противостояния не только самого Родриго Борджиа, но и Римского престола в целом с представителями правящих домов в Италии, французскими королями и т. д. Это позволяет говорить не только об общей программе апартаментов, но и о её связи с изображениями, созданными как при предшественниках Александра VI, так и при его преемниках, в контексте политической репрезентации римских пап.

Ключевые слова: Борджиа, Александр VI, Пинтуриккьо, религиозное искусство, Рим, Апостольский дворец,
библейские образы в искусстве

Библиография

Брэдфорд 2006 – Брэдфорд С. Лукреция Борджиа / Пер. с англ. Н. Омельянович. Москва, 2006.

Вазари 2008 – Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с ит. А. И. Венедиктова, А. Г. Габричевского. Москва, 2008.

Гейфорд 2021 – Гейфорд М. Микеланджело. Жизнь гения /
Пер. с англ. В. Ахтырской. Санкт-Петербург, 2021.

Клула 1997 – Клула И. Борджиа / Пер. с фр. С. В. Пригорницкой. Ростов-на-Дону, 1997.

Шаповалова 2018 – Шаповалова Е. В. «Тайна беззакония» Филиппа Дюплесси-Морне: к вопросу о роли Франции в поддержании «чёрной легенды» папы Александра VI //
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 45–60.

Ehrle, Stevenson 1897 – Ehrle F., Stevenson H. Gli affreschi del Pinturicchio nell’Appartamento Borgia del Palazzo apostolico Vaticano. Rome, 1897.

Giehlow 1915 – Giehlow K. Die Hieroglyphenkunde des Humanismus in der Allegorie der Renaissance. Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien. 1915. Vol. 32. Pp. 1–232.

Gill 2015 – Gill R. Pinturicchio’s Frescoes in the Sala dei Santi in
the Vatican Palace: Authorship and a New Iconological Interpretation of the ‘Egyptian’ Theme. Doctoral thesis. Birmingham, 2015.

Parks 1979 – Parks N. R. On the Meaning of Pinturicchio’s Sala dei Santi. Art History. Vol. 2 (3). Pp. 291–320.

Poeschel 1999 – Poeschel S. Alexander Maximus: das Bildprogramm des Appartamento Borgia im Vatikan. Weimar, 1999.

Yates 1977 – Yates F. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London, 1977.

Сведения об авторе

Елена Владимировна Шаповалова
кандидат исторических наук,
доцент учебно-научного центра изучения религий
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
E-mail: e.sokhina@gmail.com

Для цитирования:
Шаповалова Е. В. Программа росписей Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа в Ватикане: библейские образы в политической репрезентации римских пап // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 115–128. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-115-128

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
235
Скачиваний
49