Ребро кентавра: образ китовраса в визуальной структуре городского пространства

Ключевые слова: русский город, городское пространство, визуальная среда, культурный код, христианское зодчество, христианское искусство, Иерусалим, кентавр, апокриф, символ

Аннотация

В статье проведён семантический анализ образа китовраса (кентавра) в русском средневековом изобразительном искусстве. Автор констатирует, что в системе рельефных украшений соборов Владимирской Руси кентавр связан с персонами иерусалимских царей Давида и Соломона и служит для усиления мотивов мудрости, зодчества и праведной власти. Исследование темы китовраса в русском средневековом искусстве позволяет обнаружить истоки этого персонажа в апокрифической литературе; ряд мотивов перенесён на русского кентавра из античной мифологии, талмудической традиции и библейских нарративов. Начальный этап распространения образа китовраса связан с культурой Новгорода XI века. Типология изображений кентавра на Руси, а также изучение возможных контекстов использования этого образа в храмовой декорации и повседневном обиходе дают возможность систематизировать те смысловые и ценностные коннотации, которые заключены в фигуре человека-зверя. Эти смысловые подтексты связаны с идеями (1) природной дикости, (2) демонического характера, (3) двуличия, (4) мудрости, (5) архитектурного мастерства, (6) нравственного совершенства, (7) спасительной педагогики, (8) защиты от зла и, наконец, (9) религиозно санкционированной власти. Поскольку все эти коннотации связаны с одним и тем же персонажем, постольку китоврас должен быть понят как поливалентный символ, обнаруживающий перед зрителем тот или иной конкретный содержательный аспект в зависимости от визуально-нарративного контекста, в который он включён, и от того кода, которым располагает (пользуется) реципиент. Русский храм открывается своими фасадами в окружающую городскую среду и тем самым активно участвует в наполнении этой среды определёнными смыслами, выраженными и с помощью формы храма, и с помощью его экстерьерного декора. Таким образом, любой сюжет, любая сцена и любой персонаж, которые помещены на внешних поверхностях храма, напрямую влияют на смысловое содержание городского пространства, его идеологическую и культурную аранжировку, выступают как средства формирования и универсальной, и локальной культурной идентичности. Такова роль образа китовраса в оформлении смысловой структуры традиционного русского города.

Биография автора

С. С. Аванесов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-208-264

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
iskiteam@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

Аннотация
В статье проведён семантический анализ образа китовраса (кентавра) в русском средневековом изобразительном искусстве. Автор констатирует, что в системе рельефных украшений соборов Владимирской Руси кентавр связан с персонами иерусалимских царей Давида и Соломона и служит для усиления мотивов мудрости, зодчества и праведной власти. Исследование темы китовраса в русском средневековом искусстве позволяет обнаружить истоки этого персонажа в апокрифической литературе; ряд мотивов перенесён на русского кентавра из античной мифологии, талмудической традиции и библейских нарративов. Начальный этап распространения образа китовраса связан с культурой Новгорода XI века. Типология изображений кентавра на Руси, а также изучение возможных контекстов использования этого образа в храмовой декорации и повседневном обиходе дают возможность систематизировать
те смысловые и ценностные коннотации, которые заключены
в фигуре человека-зверя. Эти смысловые подтексты связаны
с идеями (1) природной дикости, (2) демонического характера,
(3) двуличия, (4) мудрости, (5) архитектурного мастерства,
(6) нравственного совершенства, (7) спасительной педагогики,
(8) защиты от зла и, наконец, (9) религиозно санкционированной власти. Поскольку все эти коннотации связаны с одним и тем же персонажем, постольку китоврас должен быть понят как поливалентный символ, обнаруживающий перед зрителем тот или иной конкретный содержательный аспект в зависимости
от визуально-нарративного контекста, в который он включён,
и от того кода, которым располагает (пользуется) реципиент. Русский храм открывается своими фасадами в окружающую городскую среду и тем самым активно участвует в наполнении этой среды определёнными смыслами, выраженными
и с помощью формы храма, и с помощью его экстерьерного декора. Таким образом, любой сюжет, любая сцена и любой персонаж, которые помещены на внешних поверхностях храма, напрямую влияют на смысловое содержание городского пространства, его идеологическую и культурную аранжировку, выступают как средства формирования и универсальной,
и локальной культурной идентичности. Такова роль образа китовраса в оформлении смысловой структуры традиционного русского города.

Ключевые слова: русский город, городское пространство, визуальная среда, культурный код, христианское зодчество, христианское искусство, Иерусалим, кентавр, апокриф, символ

Библиография

Аванесов 2022 а – Аванесов С. С. Визуальный текст средневекового Владимира: к анализу доминантного образа экстерьерной пластики соборов // Слово.ру: Балтийский акцент. 2022. Т. 13. № 4. С. 43–58.

Аванесов 2022 б – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (11). Визуализация сакрально-политической темы во владимирской храмовой декорации // Визуальная теология. 2022. Том 4. № 1. С. 67–98.

Алексеева 2015 – Алексеева М. С. Скульптурная интерпретация ирландского манускрипта «Видение Тнугдала» // Идеи и идеалы. 2015. № 3 (25). Том 2. С. 101–110.

Антыпко 2008 – Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева монастыря и древнерусская традиция оформления храмовых врат // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Москва, 2008. С. 251–266.

Арнхейм 1984 – Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / 
Пер. с англ. В. Л. Глазычева. Москва, 1984.

Арциховский 1969 – Арциховский А. В. Колонна из новгородских раскопок // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 169: Древности Восточной Европы. Москва, 1969. С. 16–21.

Афанасьева 1979 – Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. Москва, 1979.

Банк 1956 – Банк А. В. Гемма с изображением Соломона // Византийский временник. Том 8 (33). Москва, Ленинград, 1956.
С. 331–337.

Березский 1887 – Березский А., свящ. Историко-археологический очерк Псково-градского Георгиевского со Взвоза храма. Псков, 1887.

Бобров 2017 – Бобров А. Г. Китоврас Ефросина Белозерского // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 65. Санкт-Петербург, 2017. С. 423–449.

Бобров 2023 – Бобров А. Г. Образ земного Рая у Ефросина Белозерского // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 64–77.

Бочаров 1995 – Бочаров Г. Н. К реконструкции первоначального облика Васильевских дверей 1336 года Троицкого собора Александровской слободы // Александровская слобода: Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1995. С. 112–124.

Бочаров, Выголов 1970 – Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александровская слобода. Москва, 1970.

Булкин 2015 – Булкин В. А. По поводу сцен VI регистра Васильевских врат // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2015. Вып. 5. С. 333–337.

Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древне-русского языков. Москва, 1861.

Вагнер 1960 – Вагнер Г. К. О зооморфных изображениях на древнерусских хоросах // Краткие сообщения института археологии. 1960. Вып. 81. С. 25–30.

Вагнер 1966 – Вагнер Г. К. «Моление Даниила Заточника» – скульптура Георгиевского собора – «Слово о погибели Рускыя земли» // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 22. Москва, Ленинград, 1966. С. 46–56.

Вагнер 1969 а – Вагнер Г. К. Скульптура древней Руси XII в.: Владимир, Боголюбово. Москва, 1969.

Вагнер 1969 б – Вагнер Г. К. Литература, апокрифы и фольклор
в творчестве мастеров Всеволода III // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 24. Ленинград, 1969. С. 75–79.

Ванеева 1996 – Физиолог / Изд. подг. Е. И. Ванеева.
Санкт-Петербург, 1996.

Веселовский 1872 – Веселовский А. Славянские сказания
о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе
и Мерлине. Санкт-Петербург, 1872.

Водолазкин 2007 – Водолазкин Е. Г. Новое о палеях (некоторые итоги и перспективы изучения палейных текстов) // Русская литература. 2007. № 1. С. 3–23.

Водолазкин 2021 – Водолазкин Е. Г. Оправдание Острова. Москва, 2021.

Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII–ХV веков. Том 1: ХII столетие. Москва, 1961.

Геров 2022 – Геров Г. П. Специфика росписей входных зон храма византийского ареала (XI–XIV вв.) // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 227–255.

Гигин 1997 – Гигин. Астрономия / Пер. с лат., комм. А. И. Рубана. Вступ. ст. А. И. Петрова. Санкт-Петербург, 1997.

Гигин 2000 – Гигин. Мифы / Пер. с лат. Д. О. Торшилова
под ред. А. А. Тахо-Годи. Санкт-Петербург, 2000.

Гиппиус, Лащук 2021 – Гиппиус А. А., Лащук С. А. Надписи на Васильевских вратах 1336 г. // Вестник сектора древнерусского искусства. 2021. № 2. С. 67–100.

Гладкая 1997 – Гладкая М. С. Реставрация фасадной резьбы Дмитриевского собора в 1838–1839 гг. // Дмитриевский собор
во Владимире. К 800-летию создания. Москва, 1997. С. 60–80.

Гладкая 2009 – Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора
во Владимире. Опыт комплексного исследования. Москва, 2009.

Гладкая 2015 – Гладкая М. С. Кентавры в резьбе Дмитриевского собора во Владимире: осмысление образа // Археология Владимиро-Суздальской земли. 2015. № 5. С. 245–255.

Гончарова 2016 – Гончарова Н. Н. Северные расписные сундуки XVII–XVIII вв. из коллекции Государственного исторического музея: комплексное музееведческое исследование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва, 2016.

Гормина 2005 – Гормина Н. В. Христианские древности. Художественный металл IX–XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника. Москва, 2005.

Грацилевский 1914 – Грацилевский В. Д. Описание Музея Псковского Церковно-Археологического Комитета. Псков, 1914.

Григорий 2010 – Григорий Богослов, св. Творения. Т. 1. Москва, 2010.

Динцес 1936 – Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка: происхождение, путь исторического развития. Москва, Ленинград, 1936.

Дьяконов 2006 – Эпос о Гильгамеше / Пер. И. М. Дьяконова. Санкт-Петербург, 2006.

Еланская 2001 – Изречения египетских отцов / Пер. с копт., комм. А. И. Еланской. Санкт-Петербург, 2001.

Зотов 2021 – Зотов С. О. Типология атрибутов инаковости в русской иконографии античных философов // Визуальная теология. 2021. № 2. С. 73–85.

Иконников 1985 – Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. Москва, 1985.

Калашникова 2010 – Калашникова Н. М. Семиотика и семантика древнерусских створчатых браслетов // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Санкт-Петербург, 2010. С. 206–209.

Камчатнов, Мильков 2019 – Камчатнов А. М., Мильков В. В. Апокрифический цикл о царе Соломоне в составе Палеи Толковой // Палеоросия. 2019. № 1 (11). С. 200–228.

Карташова и др. 2020 – Карташова А. А., Карташов С. А., Морозов М. Р. Дмитриевский собор во Владимире – монумент княжеской власти Владимиро-Суздальской Руси // Architecture and Modern Information Technologies. 2020. № 4 (53). С. 74–96.

Климент 1996 – Климент Александрийский. Педагог /
Пер. с греч. Н. Н. Корсунского, свящ. Георгия Чистякова.
[Москва], 1996.

Климент 2003 – Климент Александрийский. Строматы. Том 1 /
Пер. с древнегреч. Е. В. Афонасина. Санкт-Петербург, 2003.

Климкова 2014 – Климкова А. А. Китоврас // Православная энциклопедия. Том 35. Москва, 2014. С. 162–164.

Кудрявцев 1995 – Кудрявцев И. Н. Деревянные полуколонны из Новгорода и их североевропейские аналогии // Славяно-русские древности. Древняя Русь: новые исследования. Москва, 1995. Вып. 2. С. 211–218.

Кузьмина 1941 – Кузьмина В. Д. Повесть о Бове-королевиче в русской рукописной традиции XVII–XIX вв. // Старинная русская повесть. Москва, Ленинград, 1941. С. 83–134.

Курина 2012 – Курина Н. Н. Деревянная резьба Скандинавии и домонгольского Новгорода // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10 (24). Часть II. С. 99–103.

Лабутина, Кондратьева 1975 – Лабутина И. К., Кондратьева О. А. Пластины с изображением кентавра и фантастического животного из раскопок во Пскове // Советская археология. 1975. № 4. С. 223–234.

Лазарев 1953 – Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г. // Советская археология. 1953. Т. XVIII. С. 386–442.

Лазарев 1970 – Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. Москва, 1970.

Лифшиц 2015 – Лифшиц Л. И. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси // История русского искусства. Т. 2. Часть 2. Москва, 2015. С. 354–431.

Лифшиц 2019 а – Лифшиц Л. И. О программе резного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском // Искусствознание. 2019. № 3. С. 80–99.

Лифшиц 2019 б – Лифшиц Л. И. О двух сюжетах декора древнерусских серебряных браслетов // Искусствознание. 2019. № 4. С. 60–69.

Лурье 1961 – Лурье Я. С. Литературная и культурно-просветительская деятельность Ефросина в конце XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 17. Москва, Ленинград, 1961. С. 130–168.

Ницше 1990 – Ницше Ф. Антихрист / Пер. В. А. Флёровой // Сочинения. Том 2. Москва, 1990. С. 631–692.

Новаковская-Бухман 2002 – Новаковская-Бухман С. М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Санкт-Петербург, 2002. С. 172–186.

Овидий 1977 – Овидий. Метаморфозы / Пер. с лат. С. В. Шервинского. Москва, 1977.

Окладников 1948 – Окладников А. П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. Москва, Ленинград, 1948.

Окладников 1950 – Окладников А. П. Бронзовое зеркало с изображением кентавра, найденное на острове Фаддея // Советская археология. 1950. Вып. XIII. С. 139–172

Окладников 1951 – Окладников А. П. Бронзовое зеркало // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века. Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса. Ленинград, Москва, 1951. С. 160–166.

Пичугина 2022 – Пичугина В. К. Хирон как наставник в медицине Ахиллеса и Асклепия: педагогическая миссия городского кентавра // HYPOTHEKAI. 2022. Вып. 6. С. 78–104.

Плешанова 1963 – Плешанова И. И. Псковские архитектурные керамические пояса // Советская археология. 1963. № 2. С. 211–226.

Полещук 2018 – Полещук Д. В. Святой Антоний и кентавр // Зело. Центр исследований древнерусской культуры. 2018. Январь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://zelomi.ru/pdf?ysclid=lowyxztmlg389942667.

Поппэ 1976 – Поппэ А. В. К истории романских дверей Софии Новгородской // Средневековая Русь. Москва, 1976. С. 191–200.

Прохоров 2004 – Суды Соломона / Пер., комм. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы древней Руси. Том 3: XI–XII века. Санкт-Петербург, 2004. С. 172–191, 385–386.

Рыбаков 1986 – Рыбаков Б. А. Культура средневекового Новгорода // Славяне и скандинавы. Москва, 1986. С. 298–312.

Салмина 1989 – Салмина М. А. Повесть о Бове // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Ленинград, 1989. С. 220–222.

Сарабьянов 2013 – Сарабьянов В. Д. Мир книжности во фресках Спасской церкви Евфросиньева монастыря. К вопросу о просветительской деятельности преподобной Евфросинии Полоцкой // История и археология Полоцка и Полоцкой земли. Часть 2: Спасо-Преображенская церковь в Полоцке. История. Архитектура. Живопись. Полоцк, 2013. С. 79–103.

Сарабьянов 2019 – Сарабьянов В. Д. Росписи лестничной баш-
ни // Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2019. С. 186–193.

Секретарь 2019 – Секретарь Л. А. Росписи лестничной башни // Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2019. С. 194–199.

Симеон 2006 – Симеон Метафраст, преп. Книга, называемая
Раем / Пер. с греч. А. Чурякова. Москва, 2006.

Скржинская 2010 – Скржинская М. В. Фантастические существа в культуре, искусстве и религии античных государств Северного Причерноморья // Боспорские исследования. 2010. № 24. С. 193–290.

Слапиня 2015 – Слапиня А. А. Типология и иконография светских сюжетов в декоре деревянных предметов середины XI – начала XIV века из раскопок в Великом Новгороде: к постановке проблемы // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 5. Санкт-Петербург, 2015. С. 323–332.

Слапиня 2020 – Слапиня А. А. Декорированные роговые пластины XII века из археологического слоя Пскова и сюжет борьбы кентавра со зверем в древнерусском искусстве // Вестник сектора древнерусского искусства. 2020. № 1. С. 12–24.

Смирнова 1994 – Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. Москва, 1994.

Снегирёв 1853 – Снегирёв И. Древности Российского государства. Отд. VI. Памятники древнего русского зодчества. Москва, 1853.

Соколов 1981 – Соколов Г. И. Олимпия. Москва, 1981.

Солнцев 2012 – Солнцев Н. И. Формирование сакральной символики русского средневекового города // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012.
№ 6 (1). С. 180–187.

Соловьёва 1989 – Соловьёва И. Д. Книжник и иконописец Ефрем – современник Ефросина // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 42. Ленинград, 1989. С. 268–279.

Спегальский 1978 – Спегальский Ю. П. Псков. Ленинград, 1978.

Толстой, Кондаков – Толстой И., Кондаков Н. Русские древности
в памятниках искусства. Вып. 6. Санкт-Петербург, 1899.

Точилова 2015 – Точилова Н. Н. Скандинавская художественная традиция в деревянных археологических памятниках прикладного искусства древнего Новгорода X–XIII вв. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 29. Великий Новгород, 2015. С. 263–273.

Точилова, Слапиня 2019 – Точилова Н. Н., Слапиня А. А. Предроманский импульс в искусстве древнего Новгорода XI в. «Колонны дубовой Софии» // Археологические вести. 2019. № 25. С. 229–244.

Трифонова 2015 – Трифонова А. Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород, 2015.

Трифонова 2019 – Трифонова А. Н. Ризница собора Рождества Богородицы. «Реликвии Антония Римлянина» и другая церковная утварь // Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2019.
С. 385–429.

Уваров 1908 – Уваров А. С. Христианская символика. Часть 1: Символика древне-христианского периода. Москва, 1908.

Удальцова 1989 – Удальцова З. В. Памятники византийского искусства на острове Сицилия // Византия и Русь. Москва, 1989. С. 12–26.

Филин 2020 – Филин П. А. Исследования следов русской экспедиции XVII в. на острове Фаддея Северный и в заливе
Симса // Культурологический журнал. 2020. № 4 (42). С. 1–7.

Царевская 2001 – Царевская Т. Ю. Магдебургские врата Новгородского Софийского собора. Москва, 2001.

Чернецов 1975 а – Чернецов А. В. Древнерусские изображения кентавров // Советская археология. 1975. № 2. С. 100–119.

Чернецов 1975 б – Чернецов А. В. К изучению символики новгородских врат 1336 г. // Краткие сообщения института археологии. 1975. Вып. 144. С. 40–46.

Чернецов 1981 – Чернецов А. В. Об изображениях кентавра, обнажающего меч // Краткие сообщения института археологии. 1981. Вып. 166. С. 56–63.

Чернецов 2002 – Чернецов А. В. Двери христианских храмов: иконография и символика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 4. С. 6–14.

Этингоф 2021 – Этингоф О. Е. К вопросу об античных сюжетах в искусстве домонгольской Руси // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 1. С. 152–183.

Янин 1970 – Янин В. Л. Актовые печати древней Руси. X–XV вв. Т. 2: Новгородские печати XIII–XV вв. Москва, 1970.

Nickel 1997 – Nickel N. L. Вezugsmotive der sächsischen romanischen Bauornamentik zu den Schmuckmotiven der Vladimir-Suzdaler Architektur // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. Москва, 1997. С. 81–92.

Tochilova, Slapinia 2018 – Tochilova N., Slapinia A. From Wawel Hill
to Volkhov River Bank: To the Question of the Presumptive Influence
of the Pre-Romanesque Polish Architecture to the Decoration of So-Called “Columns Of Oak Sophia” from Novgorod. Quaestiones Medii Aevi Novae. 2018. Vol. 23. Pp. 405–425.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор,
директор научно-образовательного центра
"Гуманитарная урбанистика"
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: iskiteam@yandex.ru

Для цитирования:
Аванесов С. С. Ребро кентавра: образ китовраса в визуальной структуре городского пространства // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 2. С. 208–264. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-208-264

Опубликован
2023-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
264
Скачиваний
104