Иерусалим Новый: пространственная икона в Белгородской области в XXI веке

  • М. С. Шаповалов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0975-3116
Ключевые слова: пространственная икона, культурно-семиотический трансфер, Новый Иерусалим, Русский Иерусалим, Русская Голгофа, село Сухарево

Аннотация

В статье рассматриваются современные проекты создания архитектурных и ландшафтных копий Святой земли в России, известные как Новые Иерусалимы. Автор обращает внимание на недавний процесс возрождения этих проектов в XXI веке. Статья посвящена одному из таких проектов – храмовому комплексу Град Спасительный Иерусалим Новый в селе Сухарево Белгородской области. Автор преследует цель проанализировать процесс воссоздания святоземельной топонимики в храмовом комплексе Иерусалима Нового, определить его интертекстуальные связи с другими подобными объектами. Исследование опирается на методологический подход иеротопии, предложенный академиком А. М. Лидовым. В частности, в статье используется понятие пространственной иконы, которая понимается как «образ, возникающий при восприятии конкретного сакрального пространства». Автор также использует методику культурно-семиотического трансфера (С. С. Аванесов). Храмовый комплекс в селе Сухарево рассматривается в статье как сложное и многослойное пространство, опирающееся на универсальную культурно-историческую матрицу Иерусалима. В заключении подчёркивается, что храмовый комплекс в селе Сухарево представляет собой один из наиболее интересных и важных примеров создания пространственной иконы Святой земли в современной России. Автор отмечает визуально-семиотическую интертекстуальную связь комплекса с другими «новыми» и «русскими» Иерусалимами, что обеспечивает его конфессиональную идентичность, узнаваемость, а также адекватное восприятие его образа паломниками.

Биография автора

М. С. Шаповалов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-191-207

М. С. Шаповалов
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Пермь, Россия
shapovalov_ms@mail.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0003-0975-3116

Аннотация
В статье рассматриваются современные проекты создания архитектурных и ландшафтных копий Святой земли в России, известные как Новые Иерусалимы. Автор обращает внимание на недавний процесс возрождения этих проектов в XXI веке.
Статья посвящена одному из таких проектов – храмовому комплексу Град Спасительный Иерусалим Новый в селе Сухарево Белгородской области. Автор преследует цель проанализировать процесс воссоздания святоземельной топонимики в храмовом комплексе Иерусалима Нового, определить его интертекстуальные связи с другими подобными объектами. Исследование опирается на методологический подход иеротопии, предложенный академиком А. М. Лидовым.
В частности, в статье используется понятие пространственной иконы, которая понимается как «образ, возникающий при восприятии конкретного сакрального пространства».
Автор также использует методику культурно-семиотического трансфера (С. С. Аванесов). Храмовый комплекс в селе Сухарево рассматривается в статье как сложное и многослойное пространство, опирающееся на универсальную культурно-историческую матрицу Иерусалима. В заключении подчёркивается, что храмовый комплекс в селе Сухарево представляет собой один из наиболее интересных и важных примеров создания пространственной иконы Святой земли
в современной России. Автор отмечает визуально-семиотическую интертекстуальную связь комплекса с другими «новыми» и «русскими» Иерусалимами, что обеспечивает его конфессиональную идентичность, узнаваемость, а также адекватное восприятие его образа паломниками.

Ключевые слова: пространственная икона, культурно-семиотический трансфер, Новый Иерусалим, Русский Иерусалим, Русская Голгофа, село Сухарево

Библиография

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.

Вишнякова, Никулин 2022 – Вишнякова Э. В., Никулин Э. В. Паломничество в Белгородскую область // Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве. Липецк, 2022. С. 283–285.

Джавадова 2021 – Джавадова В. Где от лампад и радости светло // Белгородские епархиальные ведомости. 2021. № 12 (302). С. 5–8.

Зеленская 2009 – Зеленская Г. М. Новый Иерусалим под Москвой. Аспекты замысла и новые открытия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 745–771.

Ильин 1960 – Ильин М. А. Изображение Иерусалимского храма на иконе «Вход в Иерусалим» Благовещенского собора // Византийский временник. Т. XVII. Москва, 1960. С. 105–113.

Крейдун, Лидов 2008 – Крейдун Ю. А., Лидов А. М. Святая Земля в пространстве храма. Новая церковь Святых Вифлеемских убиенных младенцев в Барнауле. Барнаул, 2018.

Лидов 2009 а – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.

Лидов 2009 б – Лидов А. М. Иеротопия: Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исследования // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 60–72.

Лидов 2011 – Лидов А. М. Византийский мир и пространство перформативного // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. С. 5–26. Москва, 2011.

Михайлова 2012 – Михайлова Л. В. Новые Иерусалимы русского Севера // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 3 (124). С. 93–97.

Мурастова 2020 а – Мурастова К. А. Современный «Новый Иерусалим» в Сибири (на примере храма Святого мученика Иоанна воина Новокузнецкой епархии) // Визуальная теология. 2020. № 1 (2). С. 67–83.

Мурастова 2020 б – Мурастова К. А. «Святая земля» в современном городе: опыт культурно-семиотического трансфера «Палестины» в сакральное пространство Алтая // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1 (23). С. 174–192.

Мурастова, Григорян 2021 – Мурастова К. А., Григорян Э. Р. Конструирование нарратива о «Русской Палестине» и православная идентичность в современной Сибири // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 71. С. 177–183.

Непомнящая 2014 – Непомнящая С. Град обительный… в Валуйском районе // БелПресса. 18.02.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belpressa.ru/society/religiya/1931.html#
(дата обращения: 23.06.2023).

Нестерова, Прокофьева 2012 – Нестерова М. В., Прокофьева Е. П. Книга Патриарха. Москва, 2012.

Охоцимский 2018 – Охоцимский А. Д. Иеротопия как принцип и инструмент // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 62–85.

Робинов 2018 – Робинов О. Ю. «Икона святой земли». Храм покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе // Святая Земля в славяно-русской традиции. Москва, 2018. С. 45–52.

Севриков 2016 – Севриков А. Кижи, не иначе! // БелПресса. 22.01.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belpressa.ru/12368.html# (дата обращения: 23.06.2023).

Сероштан 2017 – Сероштан Е. В. Паломничество по святым местам Белгородчины // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Белгород, 2017. С. 10–12.

Троицкий 2008 – Троицкий Д. А. Русская Голгофа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 2. С. 7–13.

Феодор 2022 – Феодор (Маньшин), иеросхимонах. Иерусалим Новый // Библейский корабль. 24.08.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biblejskij-korabl.ru/forums/voprosy-dlya-rozygryshei-podarkov-voprosy-dlya-rozygryshei-podarkov/svyatye-mesta-gde-vy-byli-v-palomniches/paged/2/ (дата обращения: 23.06.2023).

Штанько 2016 – Штанько Е. С. Концепция развития туризма в Белгородской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). С. 88–98.

Сведения об авторе

Михаил Сергеевич Шаповалов
кандидат исторических наук, доцент
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 614070, Пермь, ул. Студенческая, 38
E-mail: shapovalov_ms@mail.ru

Для цитирования:
Шаповалов М. С. Иерусалим Новый: пространственная икона в Белгородской области в XXI веке // Визуальная теология. 2023.
Т. 5. № 2. С. 191–207. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-191-207

Опубликован
2023-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
88
Скачиваний
23