Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе

Ключевые слова: иконология, иконография, потусторонний мир, религиозный опыт, христианские подвижники, нетварный свет, Григорий Палама, сакральное, святые, богословие

Аннотация

Статья рассматривает икону как канал связи с сакральным миром, который являет себя через неё, и ставит задачу описать нуминозный опыт подвижников во время предстояния иконе. Этот опыт классифицируется, в порядке возрастания его интенсивности, следующим образом: (1) ощущение туннеля, уходящего за икону; (2) свечение иконы; (3) явление Христа или святого, изображённого на иконе; (4) в пределе, как возможность – энергетический удар. Материал для описания этих явлений содержится в самих иконах, свидетельствах адептов, а также в преданиях и легендах вокруг чудотворных икон. «Икона» понимается в статье в широком смысле, включая фрески, мозаики и миниатюры. Автор привлекает внимание к изображениям туннеля, уходящего как бы за плоскость иконы, на ряде миниатюр, фресок и икон XIII–XV вв. Указывается также на пространственный орнамент в сербских и болгарских церквях, среди примеров которого есть и изображения туннеля как такового. Автор обращается далее к теме изображения свечения иконы на самих же иконах, приводит примеры таких сюжетов и высказывает мнение, что эта тема возникла как отображение реального опыта подвижников. Далее рассматриваются иконы, на которых отображено явление Христа, Богоматери или святых подвижникам во время их предстояния перед иконой. Наконец, автор исследует тему сокрытых, то есть закрытых покрывалом или занавешенных, икон в кипрских монастырях. Предполагается, что эта традиция, подразумевающая, что человек может быть «наказан» за взгляд или прикосновение к чудотворной иконе, имеет совсем другой смысл и обращена не к каждому паломнику, как это принято считать, а к подвижникам: именно они способны ощущать нетварные энергии особенно остро, как об этом писал св. Григорий Палама, – и это не только опасность, но и благодать.

Биография автора

С. В. Моргачёв, Журнал «Юнгианский анализ»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-177-190

С. В. Моргачёв
Журнал «Юнгианский анализ», Москва, Россия
baikal.s@mail.ru
ORCID
: https://orcid.org/0009-0000-4613-597X

Аннотация
Статья рассматривает икону как канал связи с сакральным миром, который являет себя через неё, и ставит задачу описать нуминозный опыт подвижников во время предстояния иконе. Этот опыт классифицируется, в порядке возрастания его интенсивности, следующим образом: (1) ощущение туннеля, уходящего за икону; (2) свечение иконы; (3) явление Христа или святого, изображённого на иконе; (4) в пределе, как возможность – энергетический удар. Материал для описания этих явлений содержится в самих иконах, свидетельствах адептов, а также в преданиях и легендах вокруг чудотворных икон. «Икона» понимается в статье в широком смысле, включая фрески, мозаики и миниатюры. Автор привлекает внимание к изображениям туннеля, уходящего как бы за плоскость иконы, на ряде миниатюр, фресок и икон XIII–XV вв. Указывается также на пространственный орнамент в сербских и болгарских церквях, среди примеров которого есть и изображения туннеля как такового. Автор обращается далее к теме изображения свечения иконы на самих же иконах, приводит примеры таких сюжетов и высказывает мнение, что эта тема возникла как отображение реального опыта подвижников. Далее рассматриваются иконы, на которых отображено явление Христа, Богоматери или святых подвижникам во время их предстояния перед иконой. Наконец, автор исследует тему сокрытых, то есть закрытых покрывалом или занавешенных, икон в кипрских монастырях. Предполагается, что эта традиция, подразумевающая, что человек может быть «наказан» за взгляд или прикосновение к чудотворной иконе, имеет совсем другой смысл и обращена не к каждому паломнику, как это принято считать, а к подвижникам: именно они способны ощущать нетварные энергии особенно остро, как об этом писал св. Григорий Палама, – и это не только опасность, но и благодать.

Ключевые слова: иконология, иконография, потусторонний мир, религиозный опыт, христианские подвижники, нетварный свет, Григорий Палама, сакральное, святые, богословие

Библиография

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25–81.

Григорий Палама 2011 – Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолствующих. Москва, 2011.

Егорова 2016 – Егорова Е. Древнее название Угреша // История Угреши. Историко-краеведческий альманах. 2016. № 2. С. 6–16.

Житие 2017 – Житие преподобного Паисия Святогорца.
Москва, 2017.

Победимская 2011 – Победимская С. Монастырь пресвятой Богородицы Киккской. Никосия, 2011.

Преподобные 1994 – Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Санкт-Петербург, 1994.

Силуан 2018 – Силуан Афонский, преп. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018.

Филипп 2016 – Филипп (Перцев), игумен. Лик Пречистой. Воплощение и жизнь в веках богородичных образов.
Записки иконописца. Части 1–2. Москва, 2016.

Явления 2001 – Явления и чудеса Пресвятой Богородицы. Москва, 2001.

Marković 2008 – Marković М. The Painter Eutychios – Father
of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid? // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. Москва, 2008. С. 411–416.

Сведения об авторе

Сергей Васильевич Моргачёв
редактор рубрики
Журнал «Юнгианский анализ»
Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13
E-mail: baikal.s@mail.ru

Для цитирования:
Моргачёв С. В. Опыт предстояния иконе, отражённый в самой иконе // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 2. С. 177–190. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-177-190

Опубликован
2023-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
243
Скачиваний
82