Свет и цвет в библейском богословии

Ключевые слова: свет, цвет, Библия, библейское богословие, визуализация, традиционные культы, метафора, экзегеза

Аннотация

Комментатор Библии, как и её читатель, стремится к полноте восприятия библейского текста и, соответственно, к адекватному его толкованию. Эта цель вряд ли достижима в случае, когда исследователь принимает во внимание лишь дескриптивную функцию языка, как предлагает метод Исторической критики. Лучшему пониманию текста способствует, скорее, обращение к метафорическому уровню мышления и речи, то есть к образности, создаваемой в речевом (или текстовом) сообщении. С этой точки зрения очевидно, что язык библейского нарратива проявляет особую способность к визуализации речи, и не удивительно, что Библия содержит базовые образы и связанные с ними концепты, которые лежат в основе европейского искусства, культуры и, в большой мере, – европейского образа мыслей. Настоящая работа посвящена исследованию определённых приёмов образного выражения богословских идей в Библии, а именно, мотивов света и цветности разнообразных объектов в роли изобразительного средства. Контекстный анализ упоминаний света и огня, а также окрашенных предметов обнаруживает, во-первых, впечатляющую зрелищность библейских описаний, а во-вторых – использование образов света и цвета в качестве структурных элементов создания и передачи особых представлений, которые осмысляются как проявления божественной мощи и любви к человеку и природе. При этом развитие представлений происходит по нисходящей: от света к цвету. Свет в этой логике – несомненный божественный атрибут: мы находим в текстах прямое представление Бога через светящиеся или огненные объекты, использование световых явлений в сюжетах инициации, зависимость небесных светил от созданного Богом света. Особенность Библии в том, что «Светом» выступает также божественный Закон, данный Израилю, и сам Израиль станет «Светом для народов», когда передаст им этот Закон. Определённые цвета (золотой, алый, белый), как правило, выражают идею выделенности, сакральности объекта или праведности человека. Более того, используя цветовую палитру, библейские авторы могут вступать в неявную полемику с традиционными культами, и эта полемика нацелена на вытеснение традиционных ценностей из народного сознания и замещение их монотеистическими идеалами. Таким образом, мотивы света и цветности объектов в Библии, несомненно, работают как инструменты создания определённых смыслов и представлений; осознание подобных фактов должно способствовать более внимательному и осмысленному отношению читателя (и комментатора) к библейской образности вообще.

Биография автора

Е. Я. Федотова, Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-151-163

Е. Я. Федотова
Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея,
Москва, Россия
elena.fedotova.45@mail.ru
ORCID
: https://orcid.org/0009-0004-1126-595X

Аннотация
Комментатор Библии, как и её читатель, стремится к полноте восприятия библейского текста и, соответственно, к адекватному его толкованию. Эта цель вряд ли достижима в случае, когда исследователь принимает во внимание лишь дескриптивную функцию языка, как предлагает метод Исторической критики. Лучшему пониманию текста способствует, скорее, обращение к метафорическому уровню мышления и речи, то есть к образности, создаваемой в речевом (или текстовом) сообщении. С этой точки зрения очевидно, что язык библейского нарратива проявляет особую способность к визуализации речи, и не удивительно, что Библия содержит базовые образы и связанные с ними концепты, которые лежат в основе европейского искусства, культуры и, в большой мере, – европейского образа мыслей. Настоящая работа посвящена исследованию определённых приёмов образного выражения богословских идей в Библии, а именно, мотивов света и цветности разнообразных объектов в роли изобразительного средства. Контекстный анализ упоминаний света и огня, а также окрашенных предметов обнаруживает, во-первых, впечатляющую зрелищность библейских описаний, а во-вторых – использование образов света и цвета в качестве структурных элементов создания и передачи особых представлений, которые осмысляются как проявления божественной мощи и любви к человеку и природе. При этом развитие представлений происходит по нисходящей: от света к цвету. Свет в этой логике – несомненный божественный атрибут: мы находим в текстах прямое представление Бога через светящиеся или огненные объекты, использование световых явлений в сюжетах инициации, зависимость небесных светил от созданного Богом света. Особенность Библии в том, что «Светом» выступает также божественный Закон, данный Израилю, и сам Израиль станет «Светом для народов», когда передаст им этот Закон. Определённые цвета (золотой, алый, белый), как правило, выражают идею выделенности, сакральности объекта или праведности человека. Более того, используя цветовую палитру, библейские авторы могут вступать в неявную полемику с традиционными культами, и эта полемика нацелена на вытеснение традиционных ценностей из народного сознания и замещение их монотеистическими идеалами. Таким образом, мотивы света и цветности объектов в Библии, несомненно, работают как инструменты создания определённых смыслов и представлений; осознание подобных фактов должно способствовать более внимательному и осмысленному отношению читателя (и комментатора) к библейской образности вообще.

Ключевые слова: свет, цвет, Библия, библейское богословие, визуализация, традиционные культы, метафора, экзегеза

Библиография

Аверинцев 2004 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Санкт-Петербург, 2004.

Герц 2001 – Пятикнижие и Г̃афтарот / Ред. Й. Герц.
Москва, Иерусалим, 2001.

Дьяконов 2008 – Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. Москва, 2008.

Кулик 2006 – Еврейская Библия. Ранние пророки / Ред. А. Кулик. Москва, 2006.

Мацих 2010 – Классические библейские комментарии. Книга Бытия. Сборник переводов с древнееврейского, арамейского
и средневекового иврита / Ред. Л. А. Мацих. Москва, 2010.

Охоцимский 2013 – Охоцимский А. Д. Образ-парадигма Божественного огня в Библии и в христианской традиции // Иеротопия огня и света / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2013. С. 45–81.

Рикёр, Гадамер 2019 – Рикёр П., Гадамер Х.-Г. Феноменология поэзии / Пер. Ф. Станжевского, И. Казаковой. Москва, 2019.

Салямон 1968 – Салямон Л. С. О физиологии эмоционально-физиологических процессов // Содружество наук и тайны творчества / Ред. Б. С. Мейлах. Москва, 1968. С. 286–326.

Тантлевский 2002 – Тантлевский И. Р. Книги Еноха.
Сефер Йецира – Книга созидания. Москва, Иерусалим, 2002.

Тантлевский 2013 – Еврейская Библия. Поздние пророки /
Пер., комм. И. Тантлевского. Москва, 2013.

Федотова 2009 – Федотова Е. Миф как средство внутренней экзегезы в библейском повествовании // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции /
Ред. О. В. Белова. Москва, 2009. С. 54–69.

Федотова 2010 – Федотова Е. «Благословение Иакова» (Быт 49)
и «Благословение Моисея» (Втор 33) в аспекте структурного исследования // Научные труды по иудаике. Материалы XVII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 1 /
Ред. В. В. Мочалова. Москва, 2010. С. 48–72.

Федотова 2019 – Федотова Е. Я. Святая гора и священный камень в библейских религиозных концептах: родство и противопоставление // Иеротопия святой горы в христианской культуре / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2019. С. 56–73.

Шеркова 2018 – Шеркова Т. А. Модель мира Древнего Египта. Москва, 2018.

Элиаде 1998 – Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Пер. с фр. Е. Морозовой. Санкт-Петербург, 1998.

Aalen 1997 – Aalen S. אור (̓ôr). Theological Dictionary of the Old Testament. Vol. 1. Grand Rapids, Michigan, 1997. Pp. 147–167.

BDB 1999 – Brown E., Driver S., Briggs C. The Brown–Driver–Briggs Hebrew and English Lexicon. Peabody (MA), 1999.

Blenkinsopp 1992 – Blenkinsopp J. The Pentateuch: An Introduction to the First Five Books of the Bible. New York, 1992.

Elliger, Rudolph 1990 – Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. by K. Elliger, W. Rudolph. Vierte verbesserte Auflage. Stuttgart, 1990.

Gordon 1965 – Gordon G.H. Ugaritic Textbook. Rome, 1965.

Hawking 1990 – Hawking S. W. A Brief History of Time.
New York, London, 1990.

Jakobson 1971 – Jakobson R. Selected Writings. Vol. 2.
Word and Language. The Hague, Paris, 1971.

McKnight 1988 – McKnight E. V. Post-Modern Use of the Bible.
The Emergence of Reader-Oriented Criticism. Nashville, 1988.

Scharbert 1988 – Scharbert J. ברכ (brh). Theological Dictionary of
the Old Testament
. Vol. 2. Grand Rapids, Michigan. 1988. P. 279–308.

Simsky 2021 – Simsky A. Why God was an Iconoclast? The Visual and the Pictorial in Biblical Hierotopy. Journal of Visual Theology. 2021.
1 (4). Pp. 11–40.

Tkacz 2002 – Tkacz C. B. The Key to the Brescia Casket.
Typology and the Early Christian Imagination. Paris, 2002.

Сведения об авторе

Елена Яковлевна Федотова
кандидат физико-математических наук, преподаватель
Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея
Российская Федерация, 109316, Москва, ул. Иерусалимская, 3
E-mail: elena.fedotova.45@mail.ru

Для цитирования:
Федотова Е. Я. Свет и цвет в библейском богословии // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 2. С. 151–163.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-2-151-163

Опубликован
2023-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
368
Скачиваний
149