Религиозные практики и храмовое пространство в современной России

Ключевые слова: религиозные практики, реликвии, вотивы, церковное пространство, материальная религия

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные тенденции в формировании храмового пространства в постсоветской России. В фокусе внимания – религиозные практики, которые оказывают влияние на наполнение церквей символически значимыми объектами – реликвиями, вотивными дарами, ктиторскими иконами, записками и т. п. Эти предметы выстраивают пространство храма как пространство коммуникации со святыми и формируют среду, в которой прихожане и паломники наглядно видят каналы и средства этой коммуникации. Некоторые практики осуществляются прежде всего духовенством – это собирание реликвий, святых мощей и брандеа, заказ различных реликвариев для хранения как уже приобретённых, так и (зачастую) ещё только запланированных к приобретению святынь. Собирание реликвий позволяет выстраивать свою «топографию святости» в каждой церкви, позиционировать уникальность своего храма в приходе и на церковном сайте. Другие практики осуществляют прежде всего прихожане и паломники – это принесение вотивных даров, записок, а также ктиторских икон, иногда с донаторскими надписями. Аффордансами для таких действий могут служить различные предметы, появляющиеся в храмовом пространстве. Прежде всего, это деревянные киоты, закрытые стеклами, – ниши, в которых удобно и безопасно размещать дары. Кроме того, это «регулярные» дары – украшения, размещаемые на иконах духовенством (как правило, наперсные кресты и панагии). Наконец, ту же роль играют сами записки, привесы и ктиторские иконы – наличие дара служит приглашением сделать аналогичное действие и принести записку / одарить икону драгоценностью / заказать новую икону, связанную с личной или семейной историей (просьбой, потребностью). В результате развития таких практик храмовое пространство в России активно развивается, трансформируется, формируется на новых основаниях. Для реликвий создают мощевики разных форм; частицы мощей интегрируют в иконы и кресты, превращая их в реликварии; для икон заказывают массивные киоты, в которых можно разместить множество вотивных привесов и т. п. Эти процессы порой мало заметны, но их роль в актуальной церковной традиции крайне велика.

Биография автора

Д. И. Антонов, Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-93-105

Д. И. Антонов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
antonov-dmitriy@list.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0002-8081-4420

Аннотация
В статье рассмотрены актуальные тенденции в формировании храмового пространства в постсоветской России. В фокусе внимания – религиозные практики, которые оказывают влияние на наполнение церквей символически значимыми объектами – реликвиями, вотивными дарами, ктиторскими иконами, записками и т. п. Эти предметы выстраивают пространство храма как пространство коммуникации со святыми и формируют среду, в которой прихожане и паломники наглядно видят каналы и средства этой коммуникации. Некоторые практики осуществляются прежде всего духовенством – это собирание реликвий, святых мощей и брандеа, заказ различных реликвариев для хранения как уже приобретённых, так и (зачастую) ещё только запланированных к приобретению святынь. Собирание реликвий позволяет выстраивать свою «топографию святости» в каждой церкви, позиционировать уникальность своего храма в приходе и на церковном сайте. Другие практики осуществляют прежде всего прихожане и паломники – это принесение вотивных даров, записок, а также ктиторских икон, иногда с донаторскими надписями. Аффордансами для таких действий могут служить различные предметы, появляющиеся в храмовом пространстве. Прежде всего, это деревянные киоты, закрытые стеклами, – ниши, в которых удобно и безопасно размещать дары. Кроме того, это «регулярные» дары – украшения, размещаемые на иконах духовенством (как правило, наперсные кресты и панагии). Наконец, ту же роль играют сами записки, привесы и ктиторские иконы – наличие дара служит приглашением сделать аналогичное действие и принести записку / одарить икону драгоценностью / заказать новую икону, связанную с личной или семейной историей (просьбой, потребностью). В результате развития таких практик храмовое пространство в России активно развивается, трансформируется, формируется на новых основаниях. Для реликвий создают мощевики разных форм; частицы мощей интегрируют в иконы и кресты, превращая их в реликварии; для икон заказывают массивные киоты, в которых можно разместить множество вотивных привесов и т. п. Эти процессы порой мало заметны, но их роль в актуальной церковной традиции крайне велика.

Ключевые слова: религиозные практики, реликвии, вотивы, церковное пространство, материальная религия

Библиография

Агаджанян, Русселе 2011 – Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности /
Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. Москва, 2011.

Антонов 2020 – Антонов Д. И. Иконы и мощевики: об актуальных тенденциях конструирования храмового пространства в современной России // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 3.
С. 102–114.

Антонов 2021 – Антонов Д. И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 7–25.

Антонов 2022 а – Антонов Д. И. Колодцы и печи: ритуализированная утилизация освящённых предметов в постсоветской православной традиции // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 2.
С. 30–43.

Антонов 2022 б – Антонов Д. И. Советские иконы как исследовательский проект // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 9.
С. 155–164.

Антонов 2023 а – Антонов Д. И. Вотивные дары в постсоветской России // Живая старина. 2023. № 1. С. 28–31.

Антонов 2023 б – Антонов Д. И. Вотивные дары в современной России: религиозная практика в динамике её развития // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 2. С. 10–31.

Антонов, Доронин 2021 – Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространст-
ве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3 (39). С. 209–243.

Антонов, Доронин 2022 а – Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. Москва, 2022.

Антонов, Доронин 2022 б – Антонов Д. И., Доронин Д. Ю. Советские иконы: история и этнография нижегородской традиции. Москва, 2022.

Антонов, Завьялова 2023 – Антонов Д. И., Завьялва А. И. «Мы не засекали, сколько золотишка»: актуальные нарративы о вотивных дарах // Живая старина. 2023. № 1. С. 31–35.

Антонов, Тюнина 2022 – Антонов Д. И., Тюнина С. М. Утилизация освящённых предметов: тексты и комментарии // Живая старина. 2022. № 1, С. 24–29.

Доронин, Завьялова 2022 – Доронин Д. Ю., Завьялова А. И. Келья, могилка, храм: распространение и апроприация благодати в топографии дунюшкиной святыни // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 4.
С. 110–141.

Дубовка 2020 – Дубовка Д. Г. В монастырь с миром. В поисках светских корней современной духовности. Санкт-Петербург, 2020.

Кормина 2019 – Кормина Ж. В. Паломники: этнографические очерки православного номадизма. Москва, 2019.

Кремлева 2010 – Кремлева И. А. Место обета в мировоззрении и повседневной жизни русского народа // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование. Москва, 2010. С. 241–284.

Майзульс и др. 2022 – Майзульс М. Р., Зотов С. О., Антонов Д. И. Восковые ноги и железные глаза: вотивные практики от Средневековья до наших дней. Москва, 2022.

Мороз 2014 – Мороз А. Б. Почитание могилы Ивана Яковлевича Корейши в Москве // Живая старина. 2014. № 1. С. 9–12.

Мороз 2017 – Мороз А. Б. Народная агиография: устные и книжные основы фольклорного культа святых. Москва, 2017.

Мороз, Семиврагова 2021 – Мороз А. Б., Семиврагова Э. Животворящий крест в с. Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39 (3). С. 7–43.

Панченко 1998 – Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Москва, 1998.

Цеханская 2013 – Цеханская К. В. Почитание православных святынь в России. Москва, 2013.

Щепанская 1995 – Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. Санкт-Петербург, 1995. С. 110–176.

Baert 2018 – Baert B. Art and Mysticism as Horticulture. Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries in an Interdisciplinary Perspective. Art and Mysticism: Interfaces in the Medieval and Modern Periods. Ed. by H. Appleton and L. Nelstrop. New York, 2018. Pp. 104–127.

Baert et al. 2017 – Baert B., Iterbeke H., Watteeuw L. Late Medieval Enclosed Gardens of the Low Countries: Mixed Media, Remnant Art, Récyclage and Gender in the Low Countries (Sixteenth Century Onwards). The Agency of Things in Medieval and Early Modern Art. Materials, Power and Manipulation. Ed. by G. Jurkowlaniec,
I. Matyjaszkiewicz, Z. Sarnecka. New York, 2017. Pp. 33–47.

Сведения об авторе

Дмитрий Игоревич Антонов
доктор исторических наук, профессор
директор учебно-научного Центра визуальных исследований
Средневековья и Нового времени
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская площадь, 6
старший научный сотрудник
Лаборатории теоретической фольклористики
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Российская Федерация, 119571, Москва,
проспект Вернадского, 82, стр. 1
E-mail: antonov-dmitriy@list.ru

Для цитирования:
Антонов Д. И. Религиозные практики и храмовое пространство в современной России // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1.
С. 93–105. https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-93-105

Опубликован
2023-06-28
Раздел
Статьи
Просмотров
327
Скачиваний
132